Многие спотыкаются на этапе: как построить матрицу так, чтобы она не врала? Секрет в данных. Вам нужны точные цифры продаж — свои и конкурентов. Чтобы матрица БКГ работала, данные должны быть стерильно чистыми. В CleverData мы часто видим, как сложно собрать все воедино из CRM, сайта и офлайна. Наша
CDP CleverData Join как раз умеет склеивать эти потоки, чтобы на выходе получилась достоверная база для расчетов.
Шаг 1. Собираем данные.Выгружаем продажи по всем продуктам за этот и прошлый год.
Шаг 2. Считаем темп роста.Вертикальная ось (в матрице: рост / доля рынка) отвечает за динамику. Обычно расчет темпа роста рынка делают так:
- (Продажи этого года / Продажи прошлого года) × 100% - 100%.
Это базовая формула темпа роста рынка. Для холдингов со сложной структурой может пригодиться более хитрая, взвешенная формула темпа роста, учитывающая вклад каждого сегмента. Вообще, темп роста рынка — показатель капризный и может меняться ежемесячно.
Шаг 3. Считаем долю рынка.Горизонталь — это относительная доля рынка предпринимателя или бренда. Классическая формула относительной доли рынка: (Ваша доля / Доля самого злого конкурента). Больше единицы? Поздравляю, вы лидер. Меньше? Придется догонять. По сути, относительная доля рынка — это главный маркер силы вашего бренда.
Шаг 4. Рисуем.Имея координаты, можно создавать рисунок бостонской матрицы.
- Ось Y: Темп роста рынка (центр обычно на 10% или среднем по больнице).
- Ось X: Относительная доля (центр — 1.0).
- Круги: Размер круга равен выручке продукта.
Можно по старинке в Excel, но онлайн-сервисы матрицу БКГ строят быстрее. Часто построение матрицы БКГ онлайн вообще автоматизировано, если у вас настроена сквозная аналитика.